|
О попах—1802*** — «Какого дьявола уродил, такого и имеешь»«Какого дьявола уродил, такого и имеешь», — говорит крестьянин богу, принеся на церковный алтарь пирог из плохой муки (на поле уродилось больше сорняков, чем пшеницы). 1807 — Поп отпускает грехи воруПоп отпускает грехи вору: тот говорит на исповеди, что выгнал свинью из поповского гороха, волка из попова коридора и нечистую силу из церкви; поп хвалит его за добрые поступки и отпускает грехи, но потом узнает, что тот украл свинину из его горохового супа (зажарил на гороховом поле свинину, украденную в поповском доме), унес из коридора поповской квартиры шубу и т. п. —1807* — Жадный поп и солдат-ворЖадный поп 1807A — «Владелец отказался взять»«Владелец отказался взять»: мошенник крадет на исповеди у священника часы; говорит, что украл часы, и предлагает их ему в уплату за прежние благодеяния; священник отказывается принять краденое; велит вору вернуть часы владельцу: «Но владелец отказался взять их». — «Тогда можешь оставить их себе». —1807A** — Бродяга обманывает попа, обещая ему «тягло» (курительную трубку)Бродяга обманывает попа, обещая ему «тягло» (курительную трубку); поп же думает, что ему обещают скот. —1807A*** — «Белорыбица»«Белорыбица»: мужик приходит исповедоваться и вручает попу будто бы белорыбицу, а на самом деле полено в кульке; поп охотно отпускает eму «грешок», а потом возмущается: «Где же белорыбица?!». —1808* — Кающийся крестьянинКающийся крестьянин: ворует у пастора свинью и просит искупления своей вины; пастор настаивает, чтобы крестьянин всенародно признался в воровстве; тот и заявил прихожанам: «Пастор приказал мне у вас в своих грехах просить прощения». 1811A — Обет не пить от св. Георгия (23 апреля) до св. Дмитрия (26 октября)Обет не пить от св. Георгия (23 апреля) до св. Дмитрия (26 октября): понято, как не пить между церквами, носящими имена этих святых. —1813* — ПроповедьПроповедь: поп разжалобил прихожан своей проповедью, они начали плакать; желая успокоить их, он говорит, что это, может быть, все неправда. 1825=AA 1825A — Прихожане жалуютсяПрихожане жалуются: поп в проповеди обещает архиерею взятку; тот оставляет жалобу прихожан без последствий. 1825B — Безграмотный попБезграмотный поп: твердит одну и ту же фразу или поет песни; жалобы крестьян отклонены. —1825B* — «По единой»«По единой»: каждый раз произносит при выпивке поп, за что владыка определяет, что он может быть благочинным или протоиереем; благочинный же вместо «по единой» просит у владыки разрешения «повторить», за что наказывается. —1825B** — Мужик оправдывает пьяного попаМужик оправдывает пьяного попа: он все же держится на ногах и в состоянии отправлять службу. 1825D*=1694=AA 1825*D — Прихожане подражают попуПрихожане подражают попу: поп велит прихожанам делать во время богослужения то же, что и он; угли из кадила попадают ему в сапоги, он топочет ногами, затем ложится на пол и трясется, лягается; прихожане подражают ему. —1825D** — ПоминальнаяПоминальная: поп поминает Тита; бабы повторяют за ним нараспев: —1825D***=AA *1825 I — Хитрый дьячокХитрый дьячок: залепляет дегтем рот первому жалобщику; остальные предпочитают молчать. 1826 — Поп может не проповедоватьПоп может не проповедовать: в попы ставят неграмотного; он отказывается проповедовать — если прихожане знают слово божие (евангелие), служить незачем; если не знают, также бесполезно («Будем читать три недели подряд в закрытой церкви»; миряне разбегаются); если же знает только половина, пусть знающие научат незнающих. —1826** — Проповедь о сивой кобылеПроповедь о сивой кобыле: прихожане жалуются на попа, не читающего в церкви проповедей; поп, возмущенный жалобой, выступает перед ними с проповедью, в которой поносит их, угрожает адом, истолковывая символически названия частей тела сивой кобылы. —1826*** — Поп-завирало—1826**** — НедоразумениеНедоразумение: ксендз во время богослужения делает замечания насчет женских нагрудных украшений; прихожанин, у которого за пазухой спрятаны покупки, принимает эти замечания на свой счет и в гневе бросает их к ногам ксендза. 1826A* — Бежавший святойБежавший святой: шутник уносит изображение святого из церкви; священник думает, что святой убежал от него, потому что он был плохим священником. 1827A — Карты (бутылка водки) падают из рукава проповедникаКарты (бутылка водки) падают из рукава проповедника: спасает положение, приведя прихожанам соответствующие примеры: «Так и вы падаете в ад». 1829=K 1777 — Живой человек изображает статую святогоЖивой человек изображает статую святого: работник ксендза (попа) съедает в погребе сметану, приносит туда и оставляет там статую (икону) святого (Пантелеймона, Малярия), обмазав ей рот сметаной (ср.: 1572А*, 1575*); экономка, придя в погреб за сметаной, бьет палкой и раскалывает статую; в праздник этого святого ксендз заменяет в храме разбитую статую нагим кузнецом (платит ему за это); во время богослужения на голого кузнеца падает из кадила горячий уголек, и он убегает. Ср.: 1359С. —1829B** — Монах приносит в монастырь женщинуМонах приносит в монастырь женщину в корзине (мешке) под видом грибов, якобы собранных им в лесу (сена, статуи святого). 1831 — Воровская обедняВоровская обедня: поп и дьякон воруют лошадей (коров, овец) и переговариваются об этом за обедней под видом службы (переговариваются с прихожанином, посланным воровать и вернувшимся в церковь во время обедни). 1831B=AA 1829* — Церковная службаЦерковная служба: дьякон во время службы смотрит в окно, кто что несет в церковь: «Старуха идет, масло несет». — «Подай, господи!». — «Мужик идет, дубину несет». — «Тебе, господи!». Страница 3 из 4 Предыдущая 1 2 3 4 Следующая |
|
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
|