Русские народные сказки Литература о сказках Иванова Т. Г. Братья Соколовы и их сборник «Сказки и песни Белозерского края», или зачем человеку конца XX века нужен традиционный фольклор - Страница 10

Иванова Т. Г. Братья Соколовы и их сборник «Сказки и песни Белозерского края», или зачем человеку конца XX века нужен традиционный фольклор - Страница 10

38

Судьба не уготовила ни для Бориса Матвеевича, ни для Юрия Матвеевича Соколовых долгой жизни: оба они скончались в расцвете своих творческих сил. Но зато им щедро было дано неуемное желание трудиться и возможность повседневно осуществлять эту духовную потребность.

39

В 1911 г. братья закончили Московский университет и оба были оставлены при филологическом факультете для подготовки к профессорскому званию. Одновременно Борис Соколов начинает читать курс русского языка и литературы в Московском учительском институте (1911—1917), причем привлекает многих из своих слушателей к собиранию фольклора. В течение 1913—1917 гг. он преподает в педагогических классах Женского Николаевского института. В 1916—1918 гг. выезжает в Нижний Новгород для чтения курсов истории русского языка и народной словесности в так называемом Народном университете. С 1916 г. Б. Соколов состоит преподавателем Московских высших женских курсов, где он руководит семинарием по русской народной словесности.

40

К 1917 г. Б. М. Соколов успел написать несколько фольклористических статей, благодаря которым он занял одно из ведущих мест в так называемой «исторической школе», изучавшей былины и исторические песни в сопоставлении с реальными историческими фактами («Исторический элемент в былинах о Даниле Ловчанине», «История старин о 40 каликах со каликою», «Шурин Грозного удалой борец Мамстрюк Темгрюкович», «Непра-река в русском эпосе», «Былины об Идолище Поганом», «О житийных и апокрифических мотивах в былинах» и др.).

41

Юрий Соколов к кризисному 1917 г. прошел примерно тот же путь, что и его брат: библиотекарь Исторического музея, учитель русского языка и литературы в одной из женских гимназий Москвы, преподаватель в консерватории (с 1913 г.), лектор курса народной словесности в Московском городском народном университете А. Л. Шанявского (с 1916 г.) и в Нижегородском народном университете. Правда, в предреволюционные годы он, в отличие от брата, видел себя не фольклористом, а исследователем русской литературы. В рамках работы над магистерской диссертацией Ю. Соколов опубликовал несколько статей по истории русской литературы тридцатых—сороковых годов XIX в.: «Грановский и Шевырев», «Из тридцатых годов: Два письма братьев Киреевских к Шевыреву», «В. Б. Нарежный».

42

В 1917 году, когда власть имущие и на власть претендующие поделили страну на «белых» и «красных», братья Соколовы выбрали правду «красных» — они остались в советской России. В 1919 г. Б. М. Соколов был избран профессором вновь созданного Саратовского университета. Поволжью посвятил он несколько лет своей жизни. Здесь развернулась его кипучая деятельность по созданию этнографического отдела при Саратовском обществе археологии и этнографии, Этнографического музея, по организации фольклорных экспедиций. В 1921—1922 гг. он принимает активное участие в борьбе с голодом, поразившим в эти годы Поволжье.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.