Русские народные сказки Литература о сказках Иванова Т. Г. Братья Соколовы и их сборник «Сказки и песни Белозерского края», или зачем человеку конца XX века нужен традиционный фольклор - Страница 7

Иванова Т. Г. Братья Соколовы и их сборник «Сказки и песни Белозерского края», или зачем человеку конца XX века нужен традиционный фольклор - Страница 7

25

Уже в самом начале научной деятельности этих фольклористов подспудно вызревал знаменитый тезис, сформулированный позднее Ю. М. Соколовым, о том, что фольклор — не только отзвук далекого прошлого, но и громкий голос современности. От древней былины до поздней песни литературного происхождения — вот диапазон интересов братьев Соколовых в области собирания фольклора. Древнее в современном и современное в древней традиции — таково их понимание народной словесности.

26

Новгородские экспедиции 1908 и 1909 гг. братьев Соколовых дали науке фундаментальный сборник «Сказки и песни Белозерского края». Самим же Борису и Юрию Соколовым эти поездки помогли не только определиться в будущей профессии и обратить на себя внимание ученого мира, но и обрести духовную опору, которая поможет им в кризисные моменты развития России не потерять себя. Обращение к фольклору помогло братьям Соколовым найти ответ на тот вопрос, который столь наивно был сформулирован в дневнике семнадцатилетнего Юрия Соколова: «Народ! Ты скажи, чего ты желаешь, какие у тебя идеалы».

27

Самосознание народа зиждется на твердом знании, что есть власть имущие (или же те, кто претендует на то, чтобы стать власть имущим), которые думают, что ход исторических событий зависит именно от них, и есть народ (но не «твари дрожащие», если пользоваться выражением Достоевского!), который-то и творит истинно историю. В былине «Михайло Данилович» (№ 6) князь Владимир позорно пугается при вести о нашествии под Киев вражеской силы. Ответственность за Русскую землю в кризисный момент берет на себя малолетний богатырь Михайло Данилович, побеждающий князя Бахмета и княжишша Старуришша. Возвратившись после победы в Киев, он получает от властей лишь недоверие и, как следствие, — тюремное заточение. Несправедливость верхов давно понята и осознана народом во многих произведениях фольклорной традиции, и столь же давно в народе сформировалось твердое убеждение в том, что вне зависимости от того, будет ли награда от властей или нет, преодоление любого кризиса — дело самого народа, оно зависит не от верхов, а от народа.

28

Во время фольклорных экспедиций благополучные московские барчуки Борис и Юрий Соколовы, отнюдь не склонные к радикальным революционным идеям, которые в их время были столь популярны в студенческой среде, осознали, что они не принадлежат и не хотят принадлежать к власть имущим, к тем, для кого власть в любой ее форме представляется безусловной ценностью. Малограмотные деревенский урядник и староста, власть имущие, оказываются на одной, весьма высокой, ступени начальствующей иерархии, а крестьяне, желающие поделиться с жаждущими москвичами своими сказками, и сами «баре» Соколовы — на другой, низкой, ступени. Во власти старосты и десятника прервать совместный радостный труд братьев Соколовых и народных сказочников и объявить «срочную» необходимость раздела лугов. Но не в их власти отнять сказку ни у сказителей, ни у фольклористов, ни у народа.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.