Русские народные сказки Литература о сказках Иванова Т. Г. Братья Соколовы и их сборник «Сказки и песни Белозерского края», или зачем человеку конца XX века нужен традиционный фольклор - Страница 8

Иванова Т. Г. Братья Соколовы и их сборник «Сказки и песни Белозерского края», или зачем человеку конца XX века нужен традиционный фольклор - Страница 8

29

Фольклорные экспедиции наглядно продемонстрировали московским студентам глубокое народное убеждение в том, что каждый человек достоин высокого положения и уважения в обществе. Именно поэтому, рисуя идеальную пару молодых в свадебном обряде, песня называет крестьянских парня и девушку «князь молодой» и «княгиня молодая». Крестьянская изба в свадебной поэзии превращается в княжеский терем, а стираная старенькая занавеска, отделяющая «бабий угол», в котором сидит невеста, — в роскошную «бранчатую» (вышитую) занавесь.

30

И еще одна очень важная сторона народного идеала отразилась в фольклорной традиции — это потребность в красоте. Гениально выразил эту народную по своей сути мысль чуткий русский писатель Ф. М. Достоевский: красота спасет мир. Помимо труда, достатка и уважения, народу в качестве духовной опоры нужна еще и красота. Именно поэтому фольклорная лирика расцвечена «зелеными садами», «вишеньем», «виноградьем», «розовыми, алыми цветами», «шелковой травонькой» и т. д. Жизненный идеал русского народа никогда не замыкался в узких, холодных прагматических рамках. Русский крестьянин жил в тяжких земледельческих трудах, но ценил «лазоревый цветочек» в лугах и умел отразить его красоту и в песне, и в росписи на прялке. Русский дворянин ощущал поэтическую прелесть охоты и собирал в своих поместьях великолепные коллекции отечественной и западноевропейской живописи. И только те, кто оторвался от народа, как это случилось с большевиками после 1917 г., исключили красоту из своего жизненного идеала: они разрушили и уютные дворянские усадьбы, охраняемые классицистическими львами, и крепкие крестьянские избы с их оберегами-коньками; они распродали богатейшие дворянские коллекции произведений искусства, они уничтожили крестьянский уклад жизни с его развитой обрядностью, девичьими «беседами», вечерними сказками.

31

В конечном счете можно сказать, что фольклорные экспедиции помогли братьям Соколовым понять русский национальный характер. А наиболее полнокровно характер нашего народа, пожалуй, отразился в жанре сказки. Сказочный герой так же многолик, как многолик и многообразен русский человек в жизни.

32

Исторические события не раз заставляли русский народ, напрягая все силы, выдвигать на первый план героев-богатырей. Так было в эпоху монголо-татарского ига, в годину нашествия Наполеона на Россию, в недавнюю Великую Отечественную войну. Героя-богатыря знает и сказочный фольклор. В сказке «Иван Царевич и Бурзачило Поганое» (№ 16) главный герой с помощью чудесного коня побеждает Бурзачило Поганое и заключает его в темницу. Мать героя влюбляется в его противника и, по наущению последнего, желая извести сына, посылает того биться с тремя Змеями, которых Иван-царевич также одолевает. В конце концов герой достигает традиционной сказочной награды: он получает руку царевны, вешает своего врага Бурзачило, но прощает мать-изменщицу. Последнее — это тоже черта народной нравственности: мать остается для человека неприкосновенной при любых обстоятельствах.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.