Русские народные сказки Литература о сказках Иванова Т. Г. Братья Соколовы и их сборник «Сказки и песни Белозерского края», или зачем человеку конца XX века нужен традиционный фольклор - Страница 9

Иванова Т. Г. Братья Соколовы и их сборник «Сказки и песни Белозерского края», или зачем человеку конца XX века нужен традиционный фольклор - Страница 9

33

Помимо богатырства есть в русском народе и простодушие. Именно поэтому излюбленным сказочным персонажем становится Иван-дурак. «Дурость» этого героя — это отнюдь не житейская глупость и тупоумие. Иван-дурак наивен, простосердечен, исполнен понимания долга и именно поэтому любим народом. В белозерской сказке «Иван Дурацёк» (№ 63) простодушный герой, которого старшие братья считают дураком, по завещанию покойного отца три ночи подряд сторожит его могилу, за что и получает во владение трех чудесных коней. Сказка с ее настойчивым утверждением справедливости на земле не обходит героя наградой — за его почитание отца он становится женихом царевны.

34

Однако при всем своем простодушии русский народный характер не без лукавинки и не без хитрости. Русский человек всегда готов посмеяться над жадностью, глупостью, самодурством и другими человеческими пороками. С помощью разных хитростей сказочный герой наказывает попа, который морил работников голодом, похитив у того жену (№ 52). В сказке мужик заставляет глупую барыню отдать ему свинью и тройку лошадей, сказав, что на этой тройке свинья вместе со своими поросятами хочет отправиться на свадьбу к другой свинье (№ 44). Вследствие хитроумных комбинаций солдата жестокая барыня оказывается на положении жены сапожника и, проученная сапожником, становится доброй и справедливой (№ 45).

35

Рядом с хитростью в русском человеке уживается благочестивость. Богатые, благополучные русские купцы, чье ремесло, казалось бы основано на обмане («не обманешь — не продашь») в расцвете сил неожиданно оставляли свое налаженное дело и уходили в монастырь, чтобы принять на себя аскезу монашеской жизни. Прошлый век знает немало подобных историй. В недоумении и растерянности были родные таких подвижников, злорадствовали тайные и явные недоброжелатели, намекая на их «дурость». А народная легенда понимала и поддерживала отречение от земных благ. Недаром подобный жизненный по своей сути сюжет запечатлен в фольклорном нарративе («Савелей богатой и Микола Милостивой» № 8).

36

Но вместе с тем русский национальный характер начисто лишен пуритантского начала. Отсюда и популярность остроумных, забористых сюжетов, которые вслед за А. Н. Афанасьевым принято называть «заветные сказки» — сюжетов, в которых, как в эпоху Возрождения, торжествует плоть и светлая эротика («Поп, дьякон и дьячок» № 84, «Как мужик серьги у попадьи доставал» № 125 и др.).

37

Народная сказка насквозь оптимистична. Враги в ней всегда оказываются побежденными. Сказка обязательно приведет героя к сказочному идеалу — царствованию и женитьбе на царевне. Человеческие пороки будут наказаны. Исторический оптимизм — вот еще одна грань народного характера, которая образно выражена в великой фольклорной культуре. Когда-то сказка научила братьев Соколовых верить в конечную справедливость мироустройства, вселила в растерявшихся юношей уверенность в духовные силы русского народа. Старинная сказка вселяет оптимизм и в человека конца XX века.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.