Русские народные сказки Литература о сказках Ковшова М. У попа была собака: о лукавой поэтике докучных сказок - Страница 2

Ковшова М. У попа была собака: о лукавой поэтике докучных сказок - Страница 2

Однако, многие из исследованных и действительно веселых, безобидных текстов представляют собой лишь вершину «докучного» айсберга. Его внушительное основание составляют тексты, которые по своей непристойности, пошлости образов и грубости выражений сопоставимы с текстами «заветных» сказок, похабных частушек и загадок. И здесь приходится рассматривать докучную сказку во всем ее разнообразии — от 1. безобидно шутливых, «робячьих», по выражению А. Н. Афанасьева, до 2. «грубых», цинично-вульгарных текстов. Ср.:

Жил-был царь Ватута и вся сказка тута. Стоит домишка пряничный, Изюмом разукрашенный, Блестит при свете месяца. Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?.. Протекает речка, Через речку мост, На мосту овечка, У овечки хвост, На хвосте мочало, Рассказать сначала?..

Жил-был царь Додон, Обос…ал себе ладонь. Жил-был Тороча, У него одна нога короче; Шел он в гумно, ступил в г…но. Кто просил сказку рассказать, тому слизать. Расскажу тебе сказку, Как дед нас…ал в коляску И поставил в уголок, Чтоб никто не уволок.*

Непристойность докучных сказок не объяснить лишь присущей народной речи (или речи подростков, в среде которых и бытуют такого рода сказки) грубостью. Как представляется, само желание обмануть, рассказать «ненастоящую» сказку переводит человека из мира культуры в мир антикультуры, настраивает его на антиповедение, включающее и такую цель, как одурачить слушателя, поставить в глупое положение, поиздеваться над ним.

Что же такое текст докучной сказки, как он организован, как проявляется обманная, лукавая природа докучной сказки в ее композиции, в системе сюжетов, образов и персонажей?

Докучной сказке присуща асимметрия начала, центральной части и конца. Ее обман заключается в отсутствии или неразвитости собственно содержательного звена сказки, в том, что сразу после зачина следует неоправданно быстрый конец, в подмене начала концом и конца — началом, в создании иллюзии бесконечности путем повторения отдельных, уже прозвучавших звеньев текста. Используя в качестве классификаторов слова, смысл которых обман и неправда, предложим следующую классификацию докучных сказок: 1. неоправданно короткие, 2. неоправданно незаконченные, 3. неоправданно повторяющиеся («маятниковые» и «кольцевые»*), 4. псевдобесконечные («с приращением» и «рассказ в рассказе»), а затем рассмотрим их поподробнее.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.