Русские народные сказки Литература о сказках Соколов Б. Былины - Страница 15

Соколов Б. Былины - Страница 15

Вообще лично мы склонны придавать в стихе былины большее значение, чем конечным рифмам, другим видам и приемам звукописи, каковы, например, различные виды ассонансов, аллитераций и звуковых повторов, часто организующих собой целые былинные тирады. На этих приемах, например, основан такой знаменитый запев:

Ай чисты и поля были ко Опскову,
Ай широк и раздольица ко Киеву,
Ай высокие то горы Сорочинские,
Колокольной от звон да в Новегороде,
Ай тертые калачики Валдайские,
Ай щапливы — щего ливы в Ярослави города,
Ай сладки напитки во Питере,
Ай широки подолы Пудожаночки.
Ай Дунай, Дунай, да боле петь вперед не знай.

В этом запеве замечательные свойства каждой местности подобраны не по одному смысловому принципу, но и по звуковому притяжению. Примеры построений целых былинных стихов путем аллитераций довольно часты для былины:

Повели Илью да по чисту полю,
А ко тым полатам полотняныим,
Приводили ко полатке полотняноей,
Привели его к собаке царю Калину.

Звуковому притяжению мы придаем также не малое значение в образовании постоянных эпитетов (люто лохалище, выходы высокие, пиво пьяное и друг.). Огромное количество в былинах постоянных эпитетов на наш взгляд образовано взаимным притяжением плавных согласных р и л (сыра земля, стрелочка каленая, стремя булатное и другие).

Былинное стихосложение получило разработку у известного ученого Ф. Е. Корша. Ритмический склад тонического былинного стиха Корш рассматривает в связи с напевом. Былинный стих характеризуется наличием четырех главенствующих ударений, из которых последнее представляет собой указанное выше метрическое отягчение и при напеве былины нередко сопровождается музыкальным растяжением (долготой). В былинном стихе музыкальное ударение может быть не только ударением слова, но и ударением целой фразовой группы (добрый-мо´лодец, золота´-орда, птицей-со´колом). Для былины неважно количество неударных слогов между главенствующими ударениями. Количество слогов в стихе лишь иногда доходит до 14 или 15, но также редко встречается стих в 8 слогов. Цезура былинного стиха может быть очень подвижной: она может быть женской (У великого князя | вечеринка была), мужской (А сиде´ли на пиру´ || честны´ вдовы´) и дактилической (И сиде´ла тут Добры´нина || ма´тушка) и, как видно из последнего примера, не требует логической остановки.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.