|
Соколов Б. Былины - Страница 15Страница 15 из 39 Содержание статьи:
Вообще лично мы склонны придавать в стихе былины большее значение, чем конечным рифмам, другим видам и приемам звукописи, каковы, например, различные виды ассонансов, аллитераций и звуковых повторов, часто организующих собой целые былинные тирады. На этих приемах, например, основан такой знаменитый запев: Ай чисты и поля были ко Опскову, В этом запеве замечательные свойства каждой местности подобраны не по одному смысловому принципу, но и по звуковому притяжению. Примеры построений целых былинных стихов путем аллитераций довольно часты для былины: Повели Илью да по чисту полю, Звуковому притяжению мы придаем также не малое значение в образовании постоянных эпитетов (люто лохалище, выходы высокие, пиво пьяное и друг.). Огромное количество в былинах постоянных эпитетов на наш взгляд образовано взаимным притяжением плавных согласных р и л (сыра земля, стрелочка каленая, стремя булатное и другие). Былинное стихосложение получило разработку у известного ученого Ф. Е. Корша. Ритмический склад тонического былинного стиха Корш рассматривает в связи с напевом. Былинный стих характеризуется наличием четырех главенствующих ударений, из которых последнее представляет собой указанное выше метрическое отягчение и при напеве былины нередко сопровождается музыкальным растяжением (долготой). В былинном стихе музыкальное ударение может быть не только ударением слова, но и ударением целой фразовой группы |
|
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
|
RSS лента комментариев этой записи.