|
Соколов Б. Былины - Страница 16Страница 16 из 39 Содержание статьи:
НАПЕВЫНапевы былин, так же как и сюжеты и стиль, претерпели длинный ряд изменений и наслоений. Былина имеет несколько типов напева. Из них выделяются два напева: строгий, спокойный, даже величавый, и быстрый, веселый — скомороший. Обычно былинный стих делится на три ритмических периода. Большинство былинных напевов, по Маслову, имеет одну остановку; такие напевы имеют объем стиха в одну строку. Напевы ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БЫЛИНЫРезультаты изучения бытования былин в крестьянстве XIX—XX вв. (отсутствие профессионализма и традиционность передачи) и поэтики былин, донесенных до нас крестьянами-сказителями, сравнительная высота техники и художественных приемов, предполагающая собой профессионализм сложения и исполнения былин, все больше и больше укрепляют мысль, что былины отнюдь не являются продуктом творчества крестьянского класса. Последний лишь унаследовал продукцию поэтического былинного творчества других социальных групп и более древних эпох. Еще больше и убедительнее за это говорит анализ тематики, сюжетов, бытовых подробностей и классовой тенденции, вскрываемых исследователем былин. На долю крестьянства едва ли придется сложение хоть одного былинного сюжета; не так сильно сказались на былинах и творческая переработка и приспособление к новой социальной среде старых сюжетов. Наиболее существенным фактом этой крестьянской переработки является превращение важнейшего былинного героя Ильи Муромца в крестьянского сына из города Мурома, села Карачарова (вместо прежнего Муравленина и Моровийска и г. Корачева Черниговщины) и создание нового мотива из поэтической биографии этого, ставшего уже совершенно эпическим былинного героя, именно мотива исцеления крестьянского |
|
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
|
RSS лента комментариев этой записи.