Русские народные сказки Литература о сказках Соколов Б. Былины - Страница 18

Соколов Б. Былины - Страница 18

Наряду с крестьянством былина бытует еще в другом классе русского народа — у казаков. Былины записаны, как было указано выше, среди казаков на Дону, Волге, Урале и Тереке. В отличие от крестьян, в казацкой среде былины не «сказываются» отдельными сказителями единолично, а поются хором. Большая роль в этом исполнении выпадает на так называемого «запевалу», который «ведет» песню с начала до конца, вместе с тем являясь как бы дирижером хора. Хранению былинной традиции среди казаков много способствуют отдельные любители и знатоки пения — «песенники», часто славящиеся на далекую округу; нередко былинное песенное предание хранится в отдельных семьях, передаваясь по наследству. По форме своей былина у казаков отличается от северных крестьянских былин своей краткостью и сжатостью; часто казацкие былины обрывают или комкают былину, часто передают лишь какой-нибудь один-другой эпизод из нее. Понятно, что в казацком исполнении былина значительно ослабила те эпические приемы всевозможных сюжетных и стилистических повторений, эпической медлительности, о чем говорилось выше. Из известного старинного былинного запаса казацкая среда сохранила лишь 20 былинных сюжетов, по преимуществу воинских, из которых к настоящему времени впрочем не все являются достоянием всех казацких районов. От периода XVI—XVII веков в казацком употреблении осталось также до 20 так называемых исторических песен; среди них не мало места уделено — Ермаку, Разину, Флору Минаеву и другим казацким героям. Из старинных былинных героев прочнее всех у казаков удержались три популярных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Былинный репертуар казаков ближе всего стоит не к северному репертуару Архангельской или Олонецкой губернии, а к центральным и главным образом Поволжским областям большого Московского государства и, можно думать, что былина к казакам была заносима на нижнее течение Волги и на Дон из Московской Руси населением, устремившимся в эти места, особенно после падения Казани и Астрахани. Кроме того казацкая масса могла воспринять многие популярные былины Московской Руси во время своего активного участия в событиях XVI—XVII веков, так называемого Смутного времени. Казацкая обработка коснулась не только форм былин, но яркий казацкий слой налег и на само содержание попавших к казакам былин. В старинные былины, наряду с прежними богатырями, а иногда заменяя их, вошли излюбленные казацкие герои, как указанные сейчас Ермак Тимофеевич, Степан Разин и др., тем более, что казакам был более чем северным крестьянам близок характер и подвиг былинных богатырей, каковых они в своем сознании сближали с собою. В былины, поющиеся казаками, невольно внесены многие подробности казацкого быта: князь Владимир пирует с «голытьбою» казацкой (былина о женитьбе князя Владимира), в известном зачине о турах — последних завидели выпившие казаки, в былине о Скимне звере на Днепре — последний заменен казацкой рекой Яиком, причем в одном варианте за зверем гонится «млад донской казак», и многие другие.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.