Русские народные сказки Литература о сказках Соколов Б. Былины - Страница 31

Соколов Б. Былины - Страница 31

Из южных княжеств в XII—XIII вв., видимо, большое участие в сложении воинских былин должно быть приписано Галицко-волынской земле, впитавшей целый ряд разнообразных культурных и в частности литературых воздействий извне (Литва, Венгрия, Византия). Есть полное основание предполагать, что первое занесение на Русь знаменитого сказания об Индии Богатой, имевшего сначала форму памфлета на византийского императора Мануила, было произведено как-раз на галицко-волынской почве. Весьма возможно, что в некоторых былинах о князе Романе нашли себе отзвук предания о знаменитом галицко-волынском князе конца XII—XIII вв. — Романе Мстиславиче.

Однако как ни велики отголоски в дошедших до нас воинских былин боевых событий XII—XIII вв. из эпохи татарской и половецкой, все же основное сложение былин и образование эпического цикла вокруг г. Киева и князя Владимира нужно отнести по всей справедливости к еще более ранней эпохе и связать с деятельностью великого князя Владимира Святославича, его ближайших предков и непосредственных потомков. Эпоха X — до начала XII вв. была временем наиболее могучего расцвета Киевской Руси и ее стольного города. Не надо забывать, что Киев эпохи Владимира и Ярослава представлял из себя чрезвычайно большой, культурный и богатый город, который западными писателями того времени считался «блестящим украшением Греции», т. е. православного Востока, и подлинным соперником Константинополя. Киев имел высшим классом общества, наряду с духовенством, многочисленный дружинный класс, по своей подвижности и тесным связям с европейским миром бывший несомненно активным проводником на Руси европейской культуры и в частности искусства. О том, что былины об эпическом князе Владимире в основе своей действительно отражают историческую личность князя Владимира Святославича или предания о нем, об этом свидетельствует согласие былин и исторических, в частности летописных данных. Былинный князь Владимир «Красное солнышко» недаром стал князем, возглавляющим почестен пир «про всю дружинушку хоробрую»; таким устроителем многолюдных пиров князь Владимир выведен и в летописях, неоднократно описывающих эти его пиршества. Сказалась в былинах и та забота Владимира о своей дружине, которая многократно отмечена в летописных повествованиях. Ряд более поздних письменных памятников подтверждает существование о Владимире устных преданий, восхваляющих его «щедроты». Как мы уже указывали, к эпохе Владимира, вне всякого сомнения, должна быть отнесена основа известной былины о женитьбе князя Владимира, в которой богатырь Добрыня или Дунай добывает насильно для князя Владимира невесту. Исторической базой для этой былины послужило занесенное также и в летопись сказание о женитьбе князя Владимира, при помощи его дяди Добрыни, на гордой княжне Рогнеде.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.