Русские народные сказки Литература о сказках Куликова А. С. Типология персонажей-похитителей женщин в русской волшебной сказке Карелии - Страница 2

Куликова А. С. Типология персонажей-похитителей женщин в русской волшебной сказке Карелии - Страница 2

Безусловно, главным похитителем женщин в ряду мифических существ является Кощей (Кащей, Кощай, Косцей), который принадлежит к отрицательным персонажам волшебной сказки, к ее темным, враждебным силам. Само слово «Кощей» было заимствовано из тюркского языка (Kosci – «пленник») в период ранних (XII в.) славяно-тюркских связей2. «Народная» же этимология, как отмечают многие исследователи3, связала данное имя со словом «кость», и «в этой народной традиции такое толкование сразу же наводит на мысль о смерти, о чем-то подобном скелету (кости)»4. Кроме того, некоторые считают, что слово «Кащей» может восходить и к областному «касть» (пакость, дрянь, порча)5.

Р. Г. Назиров отмечает, что упоминаемое имя появляется в русских сказках только с XVIII в., до этого соответствующий персонаж назывался Корачун. (По словам Н. В. Новикова, в книге М. Попова «Славянские древности, или Приключения славянских князей» Кощей также именуется Карачуном6). В записях сказок XIX—XX вв. в качестве синонимов имени «Кощей» выступают Корачун, Корчун7. В одном из вариантов, записанных на территории Карелии, функционирует Корчун (Госп., № 8). Это слово восходит к древнеславянскому «корочун», обозначающему в славянской мифологии название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника (отмечался 24 декабря); в русском языке это слово имело значения «смерть», «гибель», «злой дух»8. По-видимому, «корочун» образован от сербохорватского глагола «крачати», что означает «шагать», отсюда происходят значения «шагающий день», «переходный день, день солнцеворота»9.

В этом случае Кощей связывается с переходным периодом. В то же время он имеет непосредственное отношение к миру мёртвых, ведь «в русском языке „окостенеть“ и „умереть“ — синонимы»10, а «Зима и Смерть — понятия издревле тождественные»11.

Стоит отметить, что исследователь древних преданий М. П. Драгоманов («Малорусские народные предания». Киев, 1876) видел в образе Кощея «черты средневековых представлений смерти и дьявола incubus’а. Смерть в XIII—XIV вв. на западе Европы изображалась в виде мумии, в форме скелета, обтянутого кожей. Дьявол incubus представлялся в виде человекообразного существа без наружных покровов»12.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.