Русские народные сказки Литература о сказках Куликова А. С. Типология персонажей-похитителей женщин в русской волшебной сказке Карелии - Страница 4

Куликова А. С. Типология персонажей-похитителей женщин в русской волшебной сказке Карелии - Страница 4

К числу тератоморфных похитителей относится чудо-юдо, заменяющее Змея в одном из вариантов. Это летающее «громаднищее, страшное стращилище», которое также обитает в море и пожирает людей. Появление его сопровождается шумом, от которого «аж стекла дрожат». От Змея его отличает наличие одной головы, изо рта которой пышет «огненная пена» (Поморье, № 30).

Рассмотренные существа, похищающие женщин, отличаются некоторой неопределенностью, т. е. отсутствием достаточно четких зооморфных или антропоморфных проявлений во внешности и в поведении. Но похищение женщины в сказке совершают и существа, имеющие такие черты.

К похитителям с антропоморфным обликом относится Немал человек, «большой хозяин», похищающий царскую дочь в образе «нечистого духа» (Никиф., № 103). Этот же персонаж фигурирует и под именем Ни-мал-человек. Он характеризуется «большущим, громадным ростом» и также является «нечистой силой» (Корен., № 15).

В качестве анропоморфного похитителя выступает старик (Никиф., № 36, № 109), внешность которого описывается следующим образом: «сам с нокоток, а борода с локоть волочится по земли» (Никиф., № 36). Особенностью этого старика является его способность летать, т. е. в этом образе сочетаются антропоморфные черты со сверхъестественными (фантастическими) способностями.

Стоит отметить, что в одном из вариантов похищение женщины (жены героя) совершает Соловей-разбойник, который имеет ги­пер­бо­ли­зи­ро­ван­ные антропоморфные черты: «Плеця у нёго аршинны, лоб у нёго четвертинный, голова как пивный котёл, росту ёго сметы нет». (Онч., № 78). (Вообще, использование имен былинных персонажей характерно для сказок, записанных на территории Карелии, что свидетельствует о большом влиянии былинной традиции на другие жанры фольклора, в том числе и на сказку.) Этот вариант является, пожалуй, единственным, где герой не отправляется на поиски похищенной женщины. В иных вариантах он уничтожает каждого из похитителей, независимо от принятого им облика. В большинстве случаев герой, воспользовавшись сильной (живой) водой, отрубает голову (ы) Змею, чуду-юду, старику и Немал человеку, или же при помощи яйца, в котором находится смерть (душа) Кощея, избавляется и от этого противника, несмотря на то, что рядом с именем Кощея нередко используется эпитет «Бессмертный». (Употребление этого эпитета можно объяснить происхождением самого образа, который, как уже говорилось ранее, связывается с зимой. Наступление весны приводит к тому, что «умершая», «заснувшая» на зиму природа просыпается, тогда как зима теряет свою силу, но лишь на время, так как через год снова наступит зима, и всё повторится вновь). В некоторых сказках спасение женщины осуществляется путем ее контрпохищения, однако, это бывает достаточно редко.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.