Русские народные сказки Литература о сказках Костюхин Е. А. Ядреный русский юмор - Страница 6

Костюхин Е. А. Ядреный русский юмор - Страница 6

Можно взглянуть на них с точки зрения социально-исторической, учитывая общее значение эротической темы в народной культуре. Исследователи в таких случаях «смотрят в корень», то есть ищут причины, обращаясь к истокам явления. В нашем случае указывают обычно на календарные обряды. Плодородие земли ставилось в прямую зависимость от плодородия человеческого. Поэтому в земледельческих обрядах проходит сквозная эротическая тема, будь то святочные игры с их имитацией свадьбы, непристойными играми и такими же текстами или летние купальские игры, когда происходило «мужем и отроком великое падение… и женам мужатым осквернение, и девам растление». Эротическая тема была естественным образом вписана в календарный цикл, а ритуал санкционировал социальные установления и поддерживал миропорядок.

18

Все это так, но какое, спрашивается, отношение имеют к этим ритуалам сказки о том, как муж учит жену мыть чашки или как вошь и блоха делятся страхами, которых они натерпелись, переночевав в теле женщины? Обряд обрядом (кстати, обрядовый разгул сменялся жизнью очень суровой и сдержанной), а сказка сказкой — у нее своя социальная роль и своя эстетика. Уж не свидетельствуют ли похабные сказки, где вещи называются своими именами — и не только называются, но и живописуются (именно что живописуются, и не в «натурализме» тут дело, а в своего рода «украшательстве»), — о простоте народных нравов, доходящей до невоздержанности и распутства?

19

Иностранцы, особо внимательные к чужому быту и чужим нравам, невысоко ставили нравственность московитян. Адам Олеарий, видный немецкий ученый XVII века, замечает, что у московитян «употребительны многие постыдные, гнусные слова и насмешки… У них нет ничего более обычного на языке, как „бл…н сын, с…н сын, собака,.б т… мать,.б…а м…ть“… и еще иные тому подобные гнусные речи. Говорят их не только взрослые и старые, но и малые дети, еще не умеющие назвать ни Бога, ни отца, ни мать, уже имеют на устах это: „.б т… мать“ — и говорят это родители детям, а дети родителям»8.

20

Нет, конечно, нужды в том, чтобы идеализировать наших предков, но ведь те же иностранцы говорят о суровости древнерусских нравов, о затворнической жизни русских женщин, на которых посторонним даже и взглянуть-то не разрешалось, не то что с ними общаться.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.