Русские народные сказки Литература о сказках Костюхин Е. А. Ядреный русский юмор - Страница 7

Костюхин Е. А. Ядреный русский юмор - Страница 7

Так что ни о какой распущенности и сексуальной несдержанности русских людей сказки конечно же не свидетельствуют. Правда, тот же Олеарий сетует: русские часто «говорят о сладострастии, постыдных пороках, разврате и любодеянии их самих или других лиц, рассказывают всякого рода срамные сказки, и тот, кто наиболее сквернословит и отпускает самые неприличные шутки, сопровождая их непристойными телодвижениями, тот и считается у них лучшим и приятнейшим в обществе». Этому можно верить с большой осторожностью (отметим, однако, что это первое свидетельство о бытовании «соромных» сказок). Не в том дело, что у русских не было неприличных шуток — их, по-видимому, хватало. Дело в том, когда, в каких ситуациях и какие шутки были допустимы. Снова вспомним обряды: существовало ведь и ритуальное сквернословие. Исследования показали, что ругательства покоятся на мощных мифологических пластах9. Общим местом в современных суждениях о сквернословии стали ссылки на «карнавальное мироощущение», «открытое» Михаилом Бахтиным.

21

Ритуально-мифологический аспект, конечно, не безразличен для понимания «соромных» сказок, но сами по себе сказки отнюдь не сводимы к сквернословию, и объяснение сквернословия — это еще не объяснение сказок. Еще ошибочнее было бы судить по этим сказкам о нравственности русских в недавнем и отдаленном прошлом. А. И. Никифоров, записавший десятки непристойных сказок в северной русской деревне и наблюдавший живую жизнь сказки, отмечал, что эта «сексуальность» представляет собой «грубоватый фон жизни, по существу чрезвычайно целомудренной и строгой»10. Да и вообще сказки в этом отношении не показательны. Словесность никогда не была зеркальным отражением жизни народа, а сказки с их тягой к выдуманному и невозможному — тем более.

22

Так вот, прямой взгляд на сказку из жизни ровным счетом ничего не объясняет. Это, разумеется, вовсе не значит, что сказка только забава, и ничего более, что никакой социальной роли она не играла. Роль эта определяется смехом. Громадное большинство «соромных» сказок относится к области народного юмора: это сказки комические. Много говорилось о их социальной направленности, о том, что сказки эти «антипоповские» и «антибарские». Действительно, среди «заветных» сказок немало таких, где поп и барин осмеяны, остаются в дураках.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.