Русские народные сказки Литература о сказках Балушок В. Г. Инициации древних славян: попытка реконструкции - Страница 11

Балушок В. Г. Инициации древних славян: попытка реконструкции - Страница 11

У индоиранцев, например, это был громовержец, у германцев — бог загробного мира Водан (Один). Р. Рейдли, специально изучавший вопрос о покровителе инициаций у балто-славян, считает, что это мог быть и Перун/Перкунас, и Велес/Велняс75. Действительно, если рассматривать фольклорный материал, в том числе легенды об оборотнях, то в большинстве случаев в качестве хозяина волков, «волчьего бога» выступает св. Юрий (Георгий), заменивший, как известно, древнего громовержца Перуна. Кстати, св. Георгий являлся покровителем инициационных союзов у осетин76.

22

Но, во-первых, св. Юрий заменил после христианизации не только Перуна, а в какой-то мере и Белеса77, и во-вторых, покровителем волков, в частности, в ряде регионов Украины, считался св. Николай, ассимилировавший и заменивший (наряду с Власием) Велеса78 (заметим, что по одному украинскому поверью, вовкулакой человек становится в день св. Юрия, а в человека опять превращается на Николу зимнего)79. Р. Рейдли также больше склоняется к мысли, что покровителем древне-славянских инициаций выступал Белес80. Поскольку для инициаций была характерна ритуальная смерть посвящаемых и пребывание в потустороннем мире с последующим превращением их в волков (хтонических животных), можно предположить, что роль покровителя выполнял Белес. Как известно, именно с ним связывается способность к оборотничеству, он выступает божеством потустороннего мира81. В то же время и роль громовержца Перуна в ходе мужских инициаций древних славян вполне очевидна. В частности, в ходе инициаций, как свидетельствует анализ сказок, реализовывался так называемый «основной» миф о поединке громовержца (Перун) и его змеевидного врага (Белес)82. Былинный Волх также реализует тему и Змея-Белеса, и его противника Громовержца83. На это же указывает и образ «волчьего бога» св. Юрия — Перуна. Можно предположить, что Белес выступал покровителем на первом этапе инициации, во время которого происходило ритуальное перерождение инициируемых в волков. Возможно, совершалось символическое проглатывание их Змеем — Велесом, о чем свидетельствует материал «инициационных» сказок (см. выше).



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.