|
Балушок В. Г. Инициации древних славян: попытка реконструкцииСтраница 1 из 14 1
Инициационные обряды — и первобытности, и позднейших эпох — давно уже являются объектом исследования этнографов. Формы этих обрядов и значение их отдельных компонентов изучались главным образом на примере внеевропейских культур. В меньшей степени в поле зрения ученых оказывались инициационные ритуалы европейских народов древности1. Обращались исследователи, как отечественные так и зарубежные, и к древнеславянским инициациям2, но проблема их реконструкции пока еще далека от решения. 2В статье предпринята попытка реконструкции древнеславянских юношеских инициаций архаической эпохи3. Источниками при этом служат:
Известно, что в древности инициации индоевропейских народов, в том числе и славян, включали ритуальное перерождение инициируемых в волков. Это нашло отражение в фольклоре, где оборотничество связано с древним мифом, из которого этот мотив перешел в легенды, былины и сказки «без существенных изменений»5. Так, в древнерусском эпосе, который представлен в «Слове о полку Игореве» и в былине о Волхе Всеславьевиче, присутствует древнеславянский миф об оборотне, сопряженный с культом волка и обрядами инициаций. Этот миф позднее был отнесен к конкретным историческим лицам, таким, как Всеслав Полоцкий на Руси и сербский князь Вук Гругрович6. В широко распространенных среди славянских народов легендах об оборотнях7 не только отражены инициационные ритуалы, но, как показывают исследования, содержатся и определенные сведения о них8. Привлекаются также сравнительные данные по инициационным обрядам других индоевропейских народов. |
|
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
|