Русские народные сказки Литература о сказках Балушок В. Г. Инициации древних славян: попытка реконструкции - Страница 12

Балушок В. Г. Инициации древних славян: попытка реконструкции - Страница 12

Проводили инициацию жрецы культа Велеса, принимавшие эстафету от жриц Мокоши, встречавших инициируемых в лесу. Велес вообще является «жреческим» богом, носителем жреческих функций и достоинств84. Роль жрецов в обряде инициации в какой-то мере видна из фольклорных образов врожденных оборотней, которые могут не только сами превращаться в волков, но и превращать других85. Свойства таких жрецов присущи образам Волха Всеславьевича, Вольги и Всеслава Полоцкого. Вместе с тем можно допустить, что покровителем «волчьих» союзов, объединявших молодых воинов, главным занятием которых была война, выступал уже бог-воитель Перун.

23

После того как в многочисленных боях и разбойничьих походах члены «волчьих» союзов доказывали свою силу и мужество, они, по-видимому, проходили заключительные обряды инициации — возвращение в свою общину и посвящение в полноправные ее члены. Ритуалы реинкорпорации юношей-"волков" в общество осмысливались как их новое рождение уже в качестве людей. Это выражалось в смене имени, одежды, в ритуальной стрижке, т. е. в формах реального изменения облика, что является общей закономерностью всех переходных обрядов86. Этнографические материалы свидетельствуют об этом достаточно убедительно. Так, смена имени в ходе инициации характерна не только для первобытных народов, но и для славян и их соседей в историческое время. В частности, украинские, чешские, польские, а также западноевропейские цеховые ремесленники в период средневековья проходили особый обряд переименования, имитировавший церковное крещение новорожденного87. Обряд переименования совершался и у древнерусских дружинников, и у запорожских казаков88. В посвящении юношей в косарских общинах поляков принимал участие и «крестивший» инициируемого «ксендз»89. «Крещение» парубков и молодых косцов было распространено у словаков90. О новом рождении инициируемого свидетельствовало и надевание им новой рубахи (у поляков) и вообще новой одежды, соответствовавшей новому статусу посвящаемого в молодежных объединениях украинцев, болгар, словаков, поляков91. Пережиточные явления древних инициаций, сохранявшиеся среди русских, тоже включали надевание новой одежды92.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.