Русские народные сказки Литература о сказках Мелетинский Е. М. Женитьба в волшебной сказке (ее функция и место в сюжетной структуре)

Мелетинский Е. М. Женитьба в волшебной сказке (ее функция и место в сюжетной структуре)

Поиски брачного партнера, преодолеваемые при этом различные препятствия, ритуальные свадебные испытания (к которым сводится большинство сказочных «трудных задач»), счастливый брак, как правило, с царевной (царевичем) — вся эта брачная тема занимает в классической волшебной сказке исключительное место. Многие, на первый взгляд загадочные, сказочные мотивы являются отражением, более или менее приукрашенным, реально существовавших брачных обычаев и свадебных ритуалов, зафиксированных этнографами у различных народов. В сказке имеются отголоски не только спортивных соревнований и разнообразных игр на свадебном торжестве, но и некоторых ритуализованных форм проверки трудовых навыков невесты-крестьянки, переходящей в семью мужа в качестве работницы, или, наоборот, распространенной при матрилокальном поселении супругов практики «отработки» за невесту и эквивалентных этой практике ритуальных форм. Не исключено, что косвенным отражением брака «отработкой» является добровольное «низкое» положение героя при дворе царевны, на которой он впоследствии женится (например, «садовник» в сюжете АТ 314)1. Брак умыканием также можно сопоставить с «магическим бегством» героя с дочерью «морского царя» (АТ 313). Отражением свадебных ритуалов можно считать и такие причудливые сказочные мотивы, как надевание башмачка Золушке, запекание кольца в «свадебный» пирог или бросание его в бокал с целью «напомнить» о себе жениху, срывание плодов с «брачного дерева», ряжение невесты в блестящую или, наоборот, плохую (чтобы обмануть духов) одежду, в звериные маски, «убегание» невесты (все это в АТ 510-511) или «убегание» жениха (подтвержденное этнографически), одевание женихом плохой одежды, метка на лбу в качестве знака принятия в род (АТ 530).

Некоторые свадебные обычаи (жених должен узнать невесту среди одинаково с ней одетых или замаскированных сестер, подруг), архаические брачные табу (муж и жена не должны называть личного или родового имени друг друга, видеться при дневном свете, до рождения первого ребенка) и брачные «законы» (жена при малейшем неудовольствии может вернуться в родительскую семью, в род отца) отчетливо переданы в имеющих глобальное распространение сказках о чудесных женах и мужьях (АТ 400, 425 и др.).



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.