|
Мелетинский Е. М. Миф и сказка - Страница 10Страница 10 из 10 Таким образом, если в диахроническом аспекте различия между мифом и сказкой очевидны, особенно при сравнении исторически крайних форм (первобытного мифа и классической волшебной или даже «животной» сказки), то в синхроническом плане эти различия гораздо более зыбки Необходимо разработать методику анализа первобытных В заключение необходимо, исходя из приведенных соображений, выделить минимальный набор различительных признаков мифа и сказки. Ритуальные ограничения и сакральность несомненно характерны для мифа, но миф остается мифом и в десакрализованном состоянии, как показывают этиологические мифы и циклы культурных героев, например в фольклоре Океании. Типично, но не обязательно указание на доисторические времена и на этиологический результат в «зачинах» и «концовках». Все это скорей сигнализирует о мифологическом характере повествования, чем выражает его сущность. Сущность наиболее отчетливо выражается субстанциональным характером этиологизма и неотделимым от него космически-коллективным пафосом мифического деяния и, само собой разумеется, достоверностью. Мифологичность самих персонажей не определяет суть жанра. Мы можем себе легко представить «сказочные» приключения, приписанные мифическому персонажу. Тем не менее включение сказочного сюжета в цикл мифического персонажа вынуждает нас рассматривать такое повествование по крайней мере в двух планах — не только как сказку, но и как миф. Таким образом, минимальный набор различительных признаков включает из предложенного выше списка прежде всего позиции III, VII, VIII. Примечания 1 Thompson S. Myth and 2 См., например, сборник статей о фольклоре культурно-отсталых народов под общим названием «The Anthropologist Looks at Myth» (Austin; London, 1966). См. нашу рецензию на эту книгу: Советская этнография. 1967. № 1. 3 См., например: Мифологические сказки и исторические предания энцев / Записи, введение и комментарии Б. О. Долгих. М., 1961. 4 Rank O. Psychoanalitische Beitrдge zьr Mythenforschung. Wien, 1919. 5 Roheim G. Myth and 6 Jоlles A. Einfache Formen, Legende, Sagen… Halle/Saale, 1929; 2. Aufl. 1961. 7 Leyen F. von der. Mythus und Mдrchen / Deutsche Vierteljahresschrift fьr Literatur-Wissenschaft und Geistesgeschichte. Gцttingen, 1959. 8 Вascom W. The Forms of Folklore / Journal of American Folklore. 1965. № 307. P. 5. 9 Dandes A. The Morphology of North American Indian Folktales № 195. Helsinki, 1964 (FFC№ 195). 10 Мелетинский Е. M. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. M., 1963. С. 24. 11 Кцngдs E., Maranda P. Structural Models in Folklore / Midwest Folklore. 1962. Vol. 12. 12 13 Stannеr W. Е. H. On Aboriginal Religion. Sidney, 1966 (см. также ряд статей в журнале «Oceania» в 14 См. подробней: Мелетинский Е. М. Повествовательный фольклор австралийцев / Мифы и сказки Австралии / Собр. 15 Пропп В. Я. Мифология сказки. Л., 1928; 2-е изд.. М., 1969. |
|
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.
|