Сказочные волки и медведи - Страница 2

5

Миф о медведе — хозяине леса и могущественном божестве — сохранился в русских сказках, где героиня попадает к нему в дом в густой чаще леса, становится его женой, а их сын Медвежье Ушко превращается в могучего богатыря, победителя чудовищ.

6

Более «детский» вариант сюжета о девушке, попавшей к медведю — это сказка «Машенька и медведь». Героиня, заблудившись в лесу, случайно попадает в дом медведя, и хозяин леса не хочет ее отпускать. Однако Машенька сбегает от косолапого, спрятавшись в коробе с пирожками. И медведь сам же доносит девочку до дома.

7

Хозяева леса и божества — медведи из сказок «Дочь и падчерица» и «Три медведя». В последнем предании девочка случайно попадает в дом животных-божеств и нарушает там целый ряд запретов. Она ест еду богов, сидит на их местах и спит на их кроватях. За это вернувшиеся медведи едва не убивают героиню, но ей удается спастись. Меньше повезло злой дочери из первой сказки. Она тоже попадает в дом звериного божества, но ведет там себя грубо с возможной спасительницей — мышкой. Поэтому лишается ее помощи, когда медведь возвращается домой, и погибает. Однако падчерица из этой же сказки делится с мышкой едой. Взамен мышь помогает ей играть с медведем в жмурки, забрав у героини колокольчик. Проигравший хозяин леса честно исполняет свое обещание — отпускает девушку и щедро одаривает ее подарками.

8

Но медведи и волки были не только покровителями и защитниками, но и врагами домашнего скота, да и самого человека. Чтобы хоть как-то компенсировать урон от набегов хищников на скот и на ульи, люди зачастую изображали сказочных хищников глупыми и жестокими («Волк и лиса», «Волк и семеро козлят», «Мужик, медведь и лиса», «Медведь» и т. п.).

9

Однако страх перед медведями и волками столь же силен, как и восхищение ими.

С любезного разрешения автора заметки Светланы Алексеевских.



 
# Илья 20.01.2011 22:46
Вы пишете ,что волк считался священным животным, даже не произносили вслух....как так получилось что одевали его шкуры??, он же священен....следовательно и убивать его и шкуры носить будет как то неправильно)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Валерий Мирошников 26.01.2011 11:30
Добрый день Доброму Сказочнику.
Во-первых, хочу поблагодарить за прекрасный сайт и за любовь к нашей русской сказке.
А во-вторых, маленький комментарий. Охота не была основным занятием славян, более того, ни у одного народа она не была основным занятием - у самых охотничьих племен древности доля мясной пищи не достигала 30%, 70% - составляла растительная. Эти данные можно найти у Эриха Фромма в "Анатомии человеческой деструктивности ".
Прекращаю комментировать, перехожу к размышлению. Сочетание научных данных и сведений, почерпнутых из сказки и мифологии способно многое рассказать нам о наших далеких предках, а следовательно - и о нашей собственной сути. Будет интересно продолжить общение на эту тему. Я предполагаю, что мы не совсем правильно понимаем то, чем был культ животных у славян. Возможно, он никак не связан с охотой, а связан, например, с управлением тем или иным животным сообществом. Те же медведи традиционно выступают в цирке, а когда-то они могли быть вообще домашними животными - со своими обязанностями и правами. Может быть, об этом нам рассказывают сказки?
Прекращаю размышлять, а хочу пригласить вас вступить в созданный нами Профсоюз Добрых Сказочников (подробнее - http://professionali.ru/GroupInfo/17355 ), а также принять участие в фестивале "Доброта спасет мир", в котором есть особая категория для Добрых сайтов - http://professionali.ru/Topic/31010064 .
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.