Хрустальная гора - Страница 2

5

Иван-царевич вылез из той горы, снарядился пастухом и погнал стадо. Вдруг прилетает змей о двенадцати головах: «Эх, Иван-царевич! Не за свое ты дело взялся; чем бы тебе, доброму молодцу, сражаться, а ты стадо пасешь… Ну-ка отсчитай мне двенадцать коров!» — «Жирно будет! Я сам в суточки ем по одной уточке; а ты чего захотел!» Начали они сражаться, и долго ли, коротко ли сражались — Иван-царевич победил змея о двенадцати головах, разрезал его туловище и на правой стороне нашел сундук; в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — семечко. Взял он семечко, зажег и поднес к хрустальной горе — гора скоро растаяла. Иван-царевич вывел оттуда царевну и привез ее к отцу; отец возрадовался и говорит царевичу: «Будь ты моим зятем!» Тут их и обвенчали; на той свадьбе и я был, мед-пиво пил, по бороде текло, в рот не попало.

Примечание

(97; вып. VII, № 25). Место записи неизвестно. Текст приводится по Народные русские сказки А. Н. Афанасьева (1957)

Аналогичных сказок в русском материале нет. В указателе Андреева этот тип сказки не предусмотрен.

Сказка отчасти соответствует типам:
AT 554 Благдарные животные
ВСС 3001 Победитель змея = АА 300A Победитель змея
AT 302 Яйцо Кощея (В данной сказке яйцо змея, добыв которое герой разрушает хрустальную гору. См. примечания к сказке Кощей бессмертный)
AT 321

Русских вариантов — 1, украинских — 3, белорусских — 3.

Сказочный образ хрустальной или стеклянной горы, восходящий к представлениям о царстве мертвых, встречается в западноевропейских и в целом ряде опубликованных украинских и белорусских типа AT 530 («Сивко-бурко») и в сказках типа AT 301 («Три подземных царства»). В некоторых западноевропейских вариантах сюжетных типов AT 314 (Бегство с помощью волшебного коня), AT 400 (Поиски исчезнувшей супруги или супруга) и AT 502 («Медный лоб», или «Дикий человек») тоже имеются эпизоды путешествия на хрустальную гору, что отметил в своем труде о происхождении и истории шведских сказок В. Юнгман (Liungman, S. 144—147).

По-разному творчески трактуется образ хрустальной горы в западноевропейских народных книгах эпохи средневековья и более позднего времени.

Афанасьев в своих Примечаниях указал на несколько сходных с уникальной русской сказкой «о государстве, наполовину втянутом в хрустальную гору» и замурованной в хрустальных недрах царевне хорватских сказок сборника Валявца (Valjavec M. K. Narodne pripoviedke u i oko Varażdini in okolici. U Zagrebu, 1890, S. 127—131, 154—157). О мифах и обрядах, проливающих свет на происхождения сказочного образа хрустальной горы, см.: Пропп. Ист. ск., с. 268—269.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.