Оника, купец богатой

1

Был Оника, купець богатой, ехал он путём-дорогой мимо одново селенья. Тут на бане написано: «Рожени´ца лежала, мальчика родила — быть этому мальчику в солдатах». До другово селенья доехали, опять баня, на ней написано: «Рожени´ца лежала, мальчика родила, этому мальчику быть хрестьянином». До третьево селенья доехали, написано: «Рожени´ца лежала, родила мальчика — этому мальчику Оникиным ими´ньём и богатством влади´ть. Он у вдовы сын и выблядок». Ему это не показалосе. «Што, как это выблядок, а моим владеньем будет влади´ть». Взял вдовицю нашел, где она живёт, купил этово мальчика, повёз ево домой. Стоит дупля´ осиновая, взял спустил его в эту дуплю´; вот он поехал походця´е. На то время скоро свешшенник и поехал. Он хотел снесть на дрова. Увидел: чад идёт — колону´л, там робёнок сплакал. Подлез, вынел робёнка, свернул в тулуп да и домой. Попадья вышла. «Што ты, батько, приехал без дров?» — «Молци, матка! Я, говорит, себе сына нашел». Вот он окрести´л ево, дал ему имя Иван.

2

Вот они воспитали до 10 лет и выучили ево грамоте. Парень дельной. Скоро време приехал ему жених богатой ноцевать. «Как жо, у тебя не было детей, а вдруг сын?» Вот за´цял: «Да вот Бох сына дал, нашел ево в дупле». Он и видит, што это тот самой. Вот он взял ево опять и купил ево — дал 500 рублей за ево; повёз домой. Ехал он большой деревней; колодезь большой — он и бросил в колодезь ево. Только как уехал, деревня загореласе. Сбежали крешшоные на этот колодезь за водой. Как опустили первую бадью, так и вытенули молодьця. Поглядели, и деревня не горит. «Видно, для ево пожар появилсе. Станем мы ево кормить деревней — воспитать». Они ево посутошно и кормили 20 лет.

3

Вот он опеть и приехал в это селенье торговать. Стал он на фатере — приходит купець. «Это што у вас за молодець?» — «Это вот такой, в колодце ево достали». Он ево и купил у их, 500 рублей дал за нево. Привозит он ево домой. Привёз и стал со своей старухой думать — надо ево отвести в манастырь. Отдали ево и свёз в манастырь; он и оставил ево в манастыре. Прожил два года. «Поеду, говорит, я проведаю, как он поживаэт». Собралсе и поехал туда. Поехал и спрашивает: «Как такой-то поживаэт?» А ему говорят: «Постригли ево в манахи; хорошо живёт у нас». — «Отпустите ево туды домой. Я денег хотел привести да забыл. Пускай он сходит, а я погошшу».

4

Он и написал ему письмо, в письме написал: «Как только домой приедет, так послала бы жена ево в лес, потом мужика за им след, штобы там ево убил». И запецятал письмо это. Шел он путём-дорогой, попадает ему старицёк настрецю. «А, здрастуй, Оникин приёмыш!» — «Какой я Оникин приёмыш, как я монах», — говорит. «Да покажи же што несёшь?» — «Письмо». — «Дай, покажи». — «Да как покажу? Оника не велел». — «Да дай!» Как взял, так и розорвал и прочитал. «Вот, говорит, не давал, а тут бы тебе и смерть была». Взял запецятал письмо. «На, говорит, теперь иди с Богом!» Вот он приходит в Оникин дом, подаваэт хозяйке письмо, написано, што не дожидалась бы свету, шла бы к попу и просила попа: «Оввенце´й доцьку до свету». Тот, было, не венцял, она ему 500 рублей дала, и оввенцял ее до свету. Они живут-поживают молодыми.

5

Оника там пожил, пожил. «Поеду я, говорит, пошлю ево поскоряе, чево он так загостилсе». Оника приежжает домой, они ево выходят стрецять. Об руцьки захватилисе, Оника испугалсе. «Што ты сделала?» — «А што? Ты сам велел», — говорит. «Да как? Так я велел тебе убить!» — «Да нет, посмотри, письмо твоей рукой писано». Посмотрел он и говорит: «Видно, знаэт Господь! Это Господь так хоцет. Пускай сходит к господу, принесёт мне письмо от нево».

6

Вот он и отправилсе, доброй молодець, искать господа. И шел он путём-дорожкой — близко ли, далёко ли, низко ли, высоко ли. Доходит он, доброй молодець, до реки. На реке перевошшык. Девичя перевозит.



Внимание, откроется в новом окне. PDFПечать
Нашли опечатку или несоответствие? Выделите текст, нажмите Shift + Enter и отправьте нам уведомление.